Изъятие путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд регламентируется ст.49, ст.55 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.279 – 282 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно вышеуказанным нормам изъятие земельных участков для муниципальных нужд осуществляется только в исключительных случаях:
- при необходимости выполнения международных обязательств РФ (например, при строительстве международных магистральных трубопроводов);
- при указании на необходимость изъятия в законе РФ или в законе субъекта РФ в отношении земель, находящихся в собственности субъекта РФ или муниципального образования на его территории.
- при необходимости размещения объектов государственного или муниципального значения, если нет других вариантов их размещения.
К таким объектам относятся (перечень исчерпывающий): объекты федеральных и региональных энергетических систем; атомные объекты; объекты обороны и безопасности, в том числе, обеспечивающие охрану границы; федеральные и региональные объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи; объекты космической деятельности; линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения; автомобильные дороги.
Предусмотренная действующим законодательством процедура изъятия земельных участков для муниципальных нужд состоит из следующих этапов:
1. Подготовка и принятие решения администрацией Новосибирского района Новосибирской области об изъятии земельного участка
2. Информирование собственника земельного участка, о предстоящем изъятии земельного участка. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии.
3. Государственная регистрация решения об изъятии земельного участка. Решение об изъятии земельного участка подлежит государственной регистрации в Управлении Росреестра по Новосибирской области. Собственник должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты. С этого момента любые произведенные им затраты на изымаемом земельном участке (на строительство и реконструкцию зданий, строений и сооружений, а также иные затраты, существенно повышающие стоимость земельного участка) не подлежат компенсации.
4. Заключение соглашения с собственником земельного участка подлежащего изъятию. Этап наступает при согласии правообладателя с предстоящим изъятием у него земельного участка и при отсутствии спора об условиях изъятия. Цель соглашения - определить выкупную цену изымаемого земельного участка, сроки выплаты выкупной цены или возмещения убытков, другие условия изъятия. В выкупную цену земельного участка включаются: рыночная стоимость участка; рыночная стоимость расположенного на нем недвижимого имущества (жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений); убытки, причиненные изъятием участка.
5. Предъявление иска в суд об изъятии земельного участка, этап имеет место при необходимости принудительного изъятия земельного участка, т.е. в случаях, когда собственник земельного участка не согласен с его изъятием либо с условиями изъятия (с размером выкупной цены и т.д.).
6. Государственная регистрация перехода права собственности. Соглашение с собственником на земельный участок об условиях его выкупа (изъятия), а также вступившее в законную силу решение суда, которым удовлетворен иск о принудительном выкупе земельного участка является основанием для государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.
Завершающим этапом возникновения права собственности на земельный участок во всех указанных случаях будет государственная регистрация права муниципальной собственности и включение указанного земельного участка в состав муниципального имущества, на основании правового акта администрации Новосибирского района Новосибирской области.